Руководство пользователя Основные правила работы в сети и её возможности


Прежде всего
Основные программы для работы в сети
Принцип начисления абон. платы
Краткий словарь интернет жаргона


Общение
Игры в сети и интернет
Электронная почта
Медиа сервисы
Файл-обменная сеть
Файлообменник
FTP серверы


Лечение вирусов Lovesan и Sasser
Безопасность работы в интернете и локальной сети
Описание вируса Kargo
Описание вируса Sasser
Методика использования антивирусных программ
Утилиты скрытого администрирования
Троянские кони (логические бомбы)
FAQ по сетевому червю Lovesan


Создание подключения к локальной сети
Настройка Antivir'a
Создание VPN соединения
Распространённые ошибки VPN подключения
Настройки чат клиентов
Настройка клиентов обменной сети
Настройка почтовых программ
Чтения новостных лент в формате RSS
Настройка FTP сервера
Смена тарифного плана
Создание VPN соединения
Полезные утилиты
Про вирусы  /  Методика использования антивирусных программ
Методика использования антивирусных программ

Следите за тем, чтобы антивирусные программы, используемые для проверки, были самых последних версий. Если к программам поставляются апдейты, то проверьте их на "свежесть". Обычно выход новых версий антивирусов анонсируется, поэтому достаточно посетить соответствующие WWW/ftp/BBS.
"Национальность" антивирусов в большинстстве случаев не имеет значения, поскольку на сегодняшний день процесс эмиграции вируса в другие страны и иммиграции антивирусных программ ограничивается только скоростью Internet, поэтому как вирусы, так и антивирусы не признают границ.
Если на компьютере обнаружен вирус, то самое главное - не паниковать (тем, для кого "встреча" с вирусом - вполне обыденное явление, такая рекомендация может показаться смешной). Паника никогда не доводила до добра: непродуманные действия могут привести к печальным последствиям.
Если вирус обнаружен в каком-то из новых файлов и еще не проник в систему, то нет причин для беспокойства: убейте этот файл (или удалите вирус любимой антивирусной программой) и спокойно работайте дальше. В случае обнаружения вируса сразу в нескольких файлах на диске или в загрузочном секторе, то проблема становится более сложной, но все равно разрешимой - антивирусники не зря едят свой хлеб.
Следует еще раз обратить внимание на термин "ложное срабатывание". Если в каком-либо ОДНОМ файле, который достаточно долго "живет" на компьютере, какой-либо один антивирус обнаружил вирус, то это скорее всего ложное срабатывание. Если такой файл запускался несколько раз, а вирус так и не переполз в другие файлы, то это крайне странно. Попробуйте проверить файл другими антивирусами. Если они хранят молчание, отправьте этот файл в лабораторию фирмы-производителя антивируса, обнаружившего в нем вирус.
Если же на компьютере действительно найден вирус, то надо сделать следующее:
1. В случае обнаружения файлового вируса, если компьютер подключен к сети, необходимо отключить его от сети и проинформировать системного администратора. Если вирус еще не проник в сеть, это защитит сервер и другие рабочие станции от проникновения вируса. Если же вирус уже поразил сервер, то отключение от сети не позволит ему вновь проникнуть на компьютер после его лечения. Подключение к сети возможно лишь после того, как будут вылечены все сервера и рабочие станции.
При обнаружени загрузочного вируса отключать компьютер от сети не следует: вирусы этого типа по сети не распространяются (естественно, кроме файлово-загрузочных вирусов).
Если произошло заражение макро-вирусом вместо, отключения от сети достаточно на период лечения убедиться в том, что соответствующий редактор (Word/Excel) неактивен ни на одном компьютере.
2. Если обнаружен файловый или загрузочный вирус, следует убедиться в том, что вирус либо нерезидентный, либо резидентная часть вируса обезврежена: при запуске некоторые (но не все) антивирусы автоматически обезвреживают резидентные вирусы в памяти. Удаление вируса из памяти необходимо для того, чтобы остановить его распространение. При сканировании файлов антивирусы открывают их, многие из резидентных вирусов перехватывают это событие и заражают открываемые файлы. В результате большая часть файлов окажется зараженной, поскольку вирус не удален из памяти. То же может произойти и в случае загрузочных вирусов - все проверяемые дискеты могут оказаться зараженными.
Если используемый антивирус не удаляет вирусы из памяти, следует перезагрузить компьютер с заведомо незараженной и защищенной от записи системной дискеты. Перезагрузка должна быть "холодной" (клавиша Reset или выключение/включение компьютера), так как некоторые вирусы "выживают" при теплой перезагрузке. Некоторые вирусы используют приемы, позволяющие им "выжить" и при холодной перезагрузке (см., например, вирус "
Ugly"), поэтому также следует проверить в настройках BIOS пункт "последовательность загрузки A: C:", чтобы гарантировать загрузку DOS с системной дискеты, а не с зараженного винчестера.
Помимо резидентности/нерезидентности полезно ознакомиться и с другими характеристиками вируса: типами заражаемых вирусом файлов, проявлениями и прочее. Единственный известный мне источник подробной информации данного рода практически обо всех известных вирусах - "Энциклопедия вирусов AVP".
3. При помощи антивирусной программы нужно восстановить зараженные файлы и затем проверить их работоспособность. Перед лечением или одновременно с ним - создать резервные копии зараженных файлов и распечатать или сохранить где-либо список зараженных файлов (log-файл антивируса). Это необходимо для того, чтобы восстановить файлы, если лечение окажется неуспешным из-за ошибки в лечащем модуле антивируса либо по причине неспособности антивируса лечить данный вирус. В этом случае придется прибегнуть к помощи какого-либо другого антивируса.
Гораздо надежнее, конечно, восстановить зараженные файлы из backup-копии (если она есть), однако все равно потребуются услуги антивируса - вдруг не все копии вируса окажутся уничтожены, или если файлы в backup-копии также заражены.
Следует отметить, что качество восстановления файлов многими антивирусными программами оставляет желать лучшего. Многие популярные антивирусы частенько необратимо портят файлы вместо их лечения. Поэтому если потеря файлов нежелательна, то выполнять перечисленные выше пункты следует в полном объеме.
В случае загрузочного вируса необходимо проверить все дискеты независимо от того, загрузочные они (т.е. содержат файлы DOS) или нет. Даже совершенно пустая дискета может стать источником распространения вируса - достаточно забыть ее в дисководе и перезагрузить компьютер (если, конечно же, в BIOS Setup загрузочным диском отмечен флоппи-диск)
Помимо перечисленных выше пунктов необходимо обращать особое внимание на чистоту модулей, сжатых утилитами типа LZEXE, PKLITE или DIET, файлов в архивах (ZIP, ARC, ICE, ARJ и т.д.) и данных в самораспаковывающихся файлах, созданных утилитами типа ZIP2EXE. Если случайно упаковать файл, зараженный вирусом, то обнаружение и удаление такого вируса без распаковки файла практически невозможно. В данном случае типичной будет ситуация, при которой все антивирусные программы, неспособные сканировать внутри упакованных файлов, сообщат о том, что от вирусов очищены все диски, но через некоторое время вирус появится опять.
Штаммы вируса могут проникнуть и в backup-копии программного обеспечения при обновлении этих копий. Причем архивы и backup-копии являются основными поставщиками давно известных вирусов. Вирус может годами "сидеть" в дистрибутивной копии какого-либо программного продукта и неожиданно проявиться при установке программ на новом компьютере.
Никто не гарантирует полного уничтожения всех копий компьютерного вируса, так как файловый вирус может поразить не только выполняемые файлы, но и оверлейные модули с расширениями имени, отличающимися от COM или EXE. Загрузочный вирус может остаться на какой-либо дискете и внезапно проявиться при случайной попытке перезагрузиться с нее. Поэтому целесообразно некоторое время после удаления вируса постоянно пользоваться резидентным антивирусным сканером (не говоря уже о том, что желательно пользоваться им постоянно)